Разнообразные расстройства чтения и письма носят название дислексий и дисграфий.
Применительно к детям младшего школьного возраста вернее говорить не о расстройствах, а о специфических затруднениях в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутствуют недоразвитию устной речи при алалиях, дислалиях, дизартриях, но могут возникнуть и проявиться самостоятельно.
Проблема нарушений письменной речи является актуальной, так как чтение и письмо становятся средством для дальнейшего получения новых знаний. Иногда родители наблюдают, что письменная речь ребёнка развивается с трудом.
Что делать?
Формирование навыков чтения и письма – процесс постепенный. На первых порах малыш допускает ошибки в виде замен букв, искажений слов, зеркального отображения букв, написания слов по фонетическому принципу «как слышу, так и пишу» («КАРОВА», «КАТЁНЫК», «БАБЫЧКА» и т.д.). По мере становления процессов чтения и письма у одних детей ошибки эти исчезают, а у других – нет. Это становится особенно заметным в конце учебного года в первом классе, когда по программе общеобразовательной школы ребёнку необходимо прочитать определённое количество слов в минуту, справиться с комплексной работой, написать на слух диктант.
Некоторые родители и учителя связывают эти ошибки с невнимательностью учеников, небрежным отношением к учёбе. Но причины могут быть гораздо серьёзнее.
Учёные выяснили, что дети с нормальным интеллектом, зрением и слухом могут допускать при чтении и письме множество ошибок.
Это могут быть:
Если ребёнок к концу первого-началу второго года обучения в школе допускает множество ошибок при чтении и письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением нарушений письменной речи (дислексии, дисграфии).
Основными симптомами частичного расстройства процессов чтения и письма является наличие стойких специфических ошибок, не связанных ни с интеллектуальным и сенсорным развитием ребёнка, ни с применением орфографических правил. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
На фотографиях ниже мы приводим примеры письменных работ учащихся с наличием специфических ошибок стойкого характера.
К сожалению, ни заучивание правил орфографии, ни многократное переписывание одного и того же слова, предложения или текста не приводят к улучшению ситуации.
В данном случае необходима помощь специалиста-логопеда, имеющего опыт работы с детьми с трудностями в освоении навыков чтения и письма.
С нарушениями письменной речи можно справиться, если вовремя заметить проблему. Эффективность коррекционных занятий зависит от желания исправить ситуацию и требует тесного взаимодействия логопеда, родителей, учителя, а иногда и детского психоневролога, который назначит необходимые препараты для улучшения внимания, памяти, обмена веществ мозга.