Breadcrumbs Image

Нарушения письменной речи у учащихся начальной школы

Разнообразные расстройства чтения и письма носят название дислексий и дисграфий.

Применительно к детям младшего школьного возраста вернее говорить не о расстройствах, а о специфических затруднениях в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутствуют недоразвитию устной речи при алалиях, дислалиях, дизартриях, но могут возникнуть и проявиться самостоятельно.

Проблема нарушений письменной речи является актуальной, так как чтение и письмо становятся средством для дальнейшего получения новых знаний. Иногда родители наблюдают, что письменная речь ребёнка развивается с трудом.
Что делать?

Формирование навыков чтения и письма – процесс постепенный. На первых порах малыш допускает ошибки в виде замен букв, искажений слов, зеркального отображения букв, написания слов по фонетическому принципу «как слышу, так и пишу» («КАРОВА», «КАТЁНЫК», «БАБЫЧКА» и т.д.). По мере становления процессов чтения и письма у одних детей ошибки эти исчезают, а у других – нет. Это становится особенно заметным в конце учебного года в первом классе, когда по программе общеобразовательной школы ребёнку необходимо прочитать определённое количество слов в минуту, справиться с комплексной работой, написать на слух диктант.

Некоторые родители и учителя связывают эти ошибки с невнимательностью учеников, небрежным отношением к учёбе. Но причины могут быть гораздо серьёзнее.

Учёные выяснили, что дети с нормальным интеллектом, зрением и слухом могут допускать при чтении и письме множество ошибок.

Это могут быть:

  • замены и смешения фонетически близких звуков (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, Ч-ТЬ и др.), а также графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.);
  • пропуски, добавления букв, перестановки букв, слогов («ВЫПЫЛО» вместо «ВЫПЛЫЛО», «СТОРОНТКЕ» вместо «СТОРОНКЕ», «СНЕТЫ» вместо «СТЕНЫ», «ЗАМЫСВАТЫЕ» вместо «ЗАМЫСЛОВАТЫЕ»);
  • нарушения понимания прочитанного;
  • аграмматизмы при чтении и письме («О РУЧЕЙ», «КРАСИВЫЙ ВАЗА», «БОЛЬШАЯ ПЯТНО»;
  • смешения букв по кинетическому сходству («кАзлик» вместо «кОзлик», «уБача» вместо «уДача», «лИжа» вместо «лУжа», «сПанция» вместо «сТанция», «дороХки» вместо «дороЖки» и др.);
  • слитное написание слов («СИЛЬНАЯЖАРА»);
  • раздельное написаниие частей слов («БЕЛОЧ КА»);
  • слитное написание служебных слов («НАДЕРЕВО»).
  • отсутствие обозначения границ предложения – заглавных букв и точек и др.

Если ребёнок к концу первого-началу второго года обучения в школе допускает множество ошибок при чтении и письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением нарушений письменной речи (дислексии, дисграфии).

Основными симптомами частичного расстройства процессов чтения и письма является наличие стойких специфических ошибок, не связанных ни с интеллектуальным и сенсорным развитием ребёнка, ни с применением орфографических правил. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

На фотографиях ниже мы приводим примеры письменных работ учащихся с наличием специфических ошибок стойкого характера.

К сожалению, ни заучивание правил орфографии, ни многократное переписывание одного и того же слова, предложения или текста не приводят к улучшению ситуации.

В данном случае необходима помощь специалиста-логопеда, имеющего опыт работы с детьми с трудностями в освоении навыков чтения и письма.

С нарушениями письменной речи можно справиться, если вовремя заметить проблему. Эффективность коррекционных занятий зависит от желания исправить ситуацию и требует тесного взаимодействия логопеда, родителей, учителя, а иногда и детского психоневролога, который назначит необходимые препараты для улучшения внимания, памяти, обмена веществ мозга.

Записаться к логопеду

+7 916 073 8962 info@vshkole5.ru ВКонтакте