Проект «Логопедический класс» - это, прежде всего, оказание помощи детям, страдающим нарушениями в развитии устной и письменной речи, и, следовательно, имеющим трудности адаптации в коллективе, а также в освоении школьной программы.
Зачастую за помощью в логопедический класс во Фрязино обращаются родители детей-школьников, в письменных работах которых встречается множество специфических ошибок стойкого характера. При тщательном обследовании состояния устной и письменной речи выясняется, что ребёнок страдает частичными расстройствами чтения и письма (дислексией, дисграфией). И это состояние не возникает вдруг, а, чаще всего, бывает обусловлено более ранним проявлением речевого недоразвития. Данные учащиеся имеют неудовлетворительные оценки по основным предметам школьной программы и нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Состояние проблемы нарушений письменной речи в школе необходимо начать со статистики, проводимой в процессе многолетней работы в лицее города Фрязино. Если в начале 2000-х годов из вновь поступивших в первый класс детей примерно 30-35% нуждались в логопедической помощи, то к 2010-му году их число возросло до 42 %. Иными словами, из 125 первоклассников, прошедших логопедическое обследование в 2009-2010 учебном году, было выявлено 53 учащихся с речевыми нарушениями различной степени тяжести, а это означало, что данные дети явно не были готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее были обречены на неуспеваемость по основным школьным предметам.
Стало ясно, что профилактику появления нарушений письменной речи в школе необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
В логопедическом классе мы начинаем заниматься с детьми с двухлетнего возраста.
Занятия направлены на формирование первоначальных речевых навыков у детей с задержкой речевого развития, а также на развитие звуковой культуры речи, лексико-грамматических категорий
(курс «Научите меня говорить»). Помимо этого проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и преодолению тяжёлых расстройств речи и поведения (дизартрии, заикания, СДВГ). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся интегрированные занятия по подготовке к школе и профилактике появления нарушений письменной речи по уникальным авторским методикам и пособиям Н.А.Зайцева, Е.Железновой, Домана-Маниченко, Л.Г.Петерсон, Г.Г.Мисаренко, Е.В.Новиковой и др. На занятиях дети обучаются грамоте, получают элементарные математические представления, знакомятся с окружающим миром, русской поэзией и живописью (курс «Ступеньки к школе»).
Ведётся коррекционная работа по преодолению дислексии и дисграфии у школьников.