«Ступеньки к школе» - это интегрированные занятия по подготовке к школе и профилактике появления нарушений письменной речи с детьми 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, включающие в себя курс по обучению грамоте, элементарной математике, ознакомлению с окружающим миром, русской поэзией и живописью.
Основными задачами нашей программы являются:
За основу обучения грамоте нами взята методика складового чтения Н.А.Зайцева.
Начиная с первой ступени нашей программы, мы много трудимся над «превращением звуков в знаки», т.е. много «пишем». Как? Ведь дети ещё не читают! Н.А.Зайцев писал о многообразных способах письма: «Писать можно карандашом, фломастером, мелом на доске, печатать на машинке или компьютере, складывать слова из отдельных букв или наших кубиков, прописывать их указкой по таблице. Шкрябание непременно ручкой и непременно в тетради всего лишь один из способов превращения звуков в знаки».
И ещё: «Путь к чтению лежит через письмо!».
Ребёнку нравится писать в таблице своё имя, имя мамы, папы, бабушки, дедушки… А ещё нравится держать в руках составленные из кубиков слова. Где ещё можно «подержать» в руках такое большое слово как «экскаватор»? Только у нас на занятии!. Ребята постарше легко справляются с составлением предложений.
Печатание простым карандашом в тетради формирует у детей навык ориентировки на листе бумаги, тренирует зрительный анализатор, развивает мелкую моторику руки.
Неотъемлемой частью работы по подготовке к школе является расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связной речи детей.
В работе по формированию математических представлений мы используем методики Л.Г.Петерсон, Н.А.Зайцева. Здесь мы знакомим детей с такими понятиями как количество и счёт, измерение и сравнение величин, пространственные и временные ориентировки.
Составной частью непрерывного курса «Ступеньки к школе» является ознакомление с окружающим миром, русской поэзией и живописью.
Дети изучают природу России и других стран, учат стихи русских поэтов (А.С.Пушкина, А.А.Фета, К.Бальмонта, И.З.Сурикова, А.Блока, В.А.Жуковского, С.А.Есенина, И.Никитина, И.Бунина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и др.), рассматривают репродукции картин известных художников (И.Левитана, А.Саврасова, И.Остроухова, А.Мухи, К.Малевича, В.Сурикова, Б.Кустодиева, И.Шишкина, В.Васнецова и др.).
Знакомство детей с новым материалом осуществляются на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», направляя их действия. Так, например, детям предлагается разложить в «мешки» фигуры разного цвета, размера и формы. Сначала дети легко справляются с этим заданием, разложив фигуры по цвету в нарисованные на доске четыре мешка. Но вот количество мешков уменьшается. Теперь детям предлагается те же фигуры разложить уже в три мешка. Значит, надо искать другое решение. (Форма!). И, наконец, эти же фигуры раскладываем в два мешка. (Величина!). Или, например, детям предлагается измерить шагами расстояние от окна до двери класса. Число шагов оказывается разным. Но почему? Ведь расстояние одинаковое… В результате проведённого исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему на занятиях мы используем большое количество игровых упражнений, дидактических игр, динамических пауз, попевок, находимся в постоянном движении (встали - написали слово в таблице, составили это слово из кубиков, «подержали» слово в руках, сели – напечатали в тетрадь).
Нами было замечено, что программа «Ступеньки к школе» одинаково даёт хорошие результаты при подготовке к школе детей как с нормальным речевым развитием, так и с речевой патологией.